Это продолжение истории, опубликованной на нашем портале. О том, как герои искали и выбирали квартиру в Италии, и как решились на реставрацию, читайте здесь.
Досье Prian.ru
Покупатель: Елена из Москвы
Риэлтор: Great Estate
Регион: Италия, Умбрия, исторический центр Монтелеоне д`Орвьето
Объект: четырехуровневая квартира с четырьмя спальнями и террасой, общей площадью 140 кв.м
Цена: около €300 000 – вместе с реставрацией и меблировкой
Сделка: вторичная недвижимость, апрель 2018 года
- Елена, вы рассказали, что квартира изначально требовала реставрации. Как в таком случае документально была оформлена сделка, и как происходила оплата?
- Нам сразу подготовили график платежей за квартиру. Оплата была поэтапная, по мере выполнения работ. При подписании договора инвестирования мы внесли только задаток, который составил €40 000. Это было в середине апреля. Затем, уже в конце мая, на момент начала работ мы оплатили ещё €30 000. Затем вплоть до ноября мы за каждый этап оплачивали по €30 000. В июле это был платёж за смещение межкомнатных стен, черновую отделку и полы. В сентябре – за установку коммуникаций, систем освещения и сантехники. В октябре – за финальный этап отделки. Наконец, в ноябре мы подписали сделку у нотариуса, внесли еще €45 000 и получили ключи.
Всего таким образом согласно подготовленному проекту реставрации мы заплатили €205 000. Но, поскольку в процессе мы часто просили архитектора что-то поменять в планировке, где-то выбрать другие, более качественные материалы, где-то что-то докупить, дополнительно нам пришлось доплатить ещё чуть менее €100 000. Так что всего нам квартира обошлась примерно в €300 000. Это уже вместе с мебелью и полной обстановкой.
На фото - план первого и второго этажей
- А можете рассказать поподробнее про эту «наценку»? Что конкретно вы решили поменять в проекте и во сколько это вам обошлось?
- Наш архитектор Федерико изначально посчитал все по минимуму. Поэтому начальная стоимость объекта по договору у нас была €205 000. Потом, естественно, мы что-то захотели поменять, кое-где добавить материалы получше или внести изменения в первоначальный проект.
Например, мне не понравились межкомнатные двери – и мы выбрали другие. Ещё терракотовые полы в квартире изначально были старинные, но цвета «вырви глаз» – очень яркие красные. Тоже решили поменять. Ещё вот, помню, решили облицевать ванную комнату травертином… Всё это уже считалось как «дополнительные ремонтные работы», и общая сумма сделки выросла до €300 000. Дополнительно нам пришлось приехать два раза, и наш архитектор возил нас на фабрики, чтобы мы выбирали нужные материалы.
Кроме того, в эту сумму оказалась включена и мебель. Федерико сам покупал, например, нам кровати, и встроенные шкафы, и даже встроенную кухню (которую, я правда, предварительно выбрала). Так, в одну из спален, откуда мы хотели соорудить винтовую лестницу на четвёртый этаж, нужно было сначала поставить кровать. Иначе бы потом мы туда не могли бы поднять никакую мебель. Мы только видели по фотографиям, что именно он нам берёт. И полностью доверились его выбору.
- Получается, проект реставрации на момент заключения сделки уже был готов?
- Да, ведь архитектор изначально уже спланировал всё по своему желанию. Нам оставалось только обсудить этот проект и его согласовать. Естественно, мы захотели в нем кое-что поменять. Так, на втором этаже у Федерико была спроектирована гостиная с выходом на террасу. Мы же захотели обустроить здесь гостевую спальню с санузлом.
На фото - план третьего и четвертого этажей
- Как вы общались с архитектором? Он ведь итальянец...
- Юлия Шаренко, представитель компании, где мы купили эту квартиру, везде была с нами, помогала нам общаться со всеми итальянцами в процессе проведения работ и подготовки документов, и в том числе с архитектором. Мы же языка не знали. Вот только сейчас в Москве стали ходить на курсы итальянского.
Вообще она практически делала нам ремонт вместе с Федерико. Ездила по всем магазинам, покупала нам сим- карты в телефоны, подключала интернет и до сих пор проверяет наши счета. Так что мы ей очень благодарны.
- Каким образом проходило согласование проекта?
- Федерико сначала просто рассказал нам на словах при осмотре объекта, как он это видит. Например, говорил: «Вот здесь я бы сделал так-то и так-то». Также он прислал нам по электронной почте чертежи планировки каждого этажа в отдельности, где можно было видеть расположение комнат после реставрации. Но он и сразу поинтересовался у нас – чего хотим мы? Когда я сказала, что хочу обустроить на первом этаже кухню, он очень удивился. Но согласился и учёл наши пожелания.
Ещё по плану изначально камин находился в гостевой комнате, где расположен вход в санузел, на втором этаже. Мы же захотели его перенести на третий этаж, где мы запланировали гостиную. Он сказал: «Хорошо, сделаем». Но все эти изменения, как вы понимаете, пошли как раз за отдельную стоимость, как я и рассказывала ранее.
- Насколько планировка предыдущих хозяев квартиры отличалась от того, что хотели сделать в процессе реставрации вы? Задумывали ли вы менять назначение и расположение комнат?
- Да, в процессе реставрации мы внесли некоторые изменения. Например, там, где сейчас у нас находятся кухня и столовая, у прежних владельцев вообще находилось закрытое и заброшенное помещение. Весь первый этаж, включая кантину (винный погреб), был у них полностью закрыт. Они ничем не пользовались.
Чердачное помещение на четвёртом этаже тоже было заброшенное. Здесь мы запланировали детскую – комнату для внуков. Благодаря реставрации чердак превратился в уютную мансарду.
- Расскажите, как вам удавалось контролировать работы удалённо? Не возникло ли необходимости постоянно приезжать в Италию?
- Абсолютно все работы мы принимали по фотографиям. Федерико нам высылал их по окончании каждого этапа, и мы перечисляли деньги из России через свой банк. Только один раз нам пришлось приехать, но не из необходимости принять работы, а по другой причине. В мае я прилетела туда вместе с сыном – показать ему наш проект. Он хорошо разбирается в дизайне и сам энергетик по специальности, хотелось услышать его мнение.
- Были ли у вас интересные находки в процессе реставрации? Все-таки дом старинный, ему несколько веков.
- Да, например, на первом этаже рядом со спуском в винный погреб мы обнаружили большой каменный чан метра три высотой. Сначала мы думали, что в нём делали вино. А потом поняли: там скорее всего красили ткани. Потому что «затащить» на гору виноград было бы просто нерационально.
И там, где сейчас у нас кухня и столовая, в давние времена была конюшня. Мы узнали об этом, когда в процессе работ на стенах проступили старинные крюки, куда привязывали лошадей.
Вообще в процессе работ постоянно образовывались разные интересные вещи. Когда Федерико (архитектор) снимал слой за слоем со стен, там начали проступать ниши. Мы даже попросили их не заделывать и оставить. Ставим сейчас туда свечи.
- Я знаю, что в Италии действуют жёсткие строительные нормы. И просто так без согласования с властями трудно что-то поменять. Как вы с этим справились?
- Да, это верно. Я, например, хотела поменять цвет ставен на окнах нашей квартиры. Они у нас у всех в доме серого цвета. Я предложила сделать зелёные или коричневые. Федерико мне ответил, что не может это организовать. Ему просто никто не разрешит в историческом центре города перекрашивать ставни в другой цвет.
Также мы хотели на мансарде в крыше сделать окно, чтобы в дом проникали солнечные лучи сверху. Это он тоже категорически отказался выполнять. Нельзя и всё тут. Аналогичная ситуация с дверями, которые ведут с улицы в кухню. Мне они внешне не нравятся совсем. На что мне Федерико говорит: «А вы поживите в этой квартире хотя бы год. И потом сможете сами всё поменять. Это будет проще, чем мне согласовывать сейчас проект как архитектору».
Ну и отдельные сложности у нас возникли с кухней. Правда, совсем не по причине согласований.
- Расскажете подробнее?
- Как оказалось, итальянцы сейчас вообще не заказывают традиционную встроенную кухню. Все «ударились» в хай-тек. А я хотела именно такую. Поэтому нам пришлось очень долго искать, где её купить. Наконец нашли, сделали под заказ на одной из фабрик. Обошлась нам только она в дополнительные €25 000. В эту стоимость вошла и техника - холодильник, плита, вытяжка, посудомоечная и стиральная машины. Я считаю, это того стоило. Всё-таки я очень люблю готовить. К тому же мы в Италии, где такая прекрасная еда! Да и семья у нас большая.
- Сколько же по времени занял процесс реставрации? Уложились ли по срокам выполнения работ?
- Ну вот считайте, в апреле мы внесли первую оплату, а в ноябре уже получили ключи. Восемь месяцев в итоге. Правда, изначально нам обещали завершить все еще в октябре, а реально мы стали собственниками 25 ноября. Но мы, когда узнали о накладках со стороны архитектора, сами попросили его не торопиться. Поскольку хотели приехать всё равно приехать в Италию как раз на Рождество, не раньше.
- И как вам новая квартира? Долго вы успели уже там пожить?
- Замечательно, мы всем довольны. Пожили там два месяца. Вот сейчас опять собираемся через пару недель туда, уже ждём не дождёмся.
- А чем вы там занимались? Не скучно в итальянской глубинке?
- Что вы! Это так интересно – ездить на собственной машине по разным окрестным городам, посещать старинные достопримечательности, музеи…Времени не хватает вообще ни на что! Нам все городки хочется посмотреть! Каждый день мы куда-то отправлялись.
- Не хотели бы переехать в Италию на постоянное место жительства?
- Мы изначально хотели покупать именно квартиру, а не частный дом. У меня муж сам жил в частном доме и знает, что за таким объектом нужен присмотр, там нужно жить постоянно. А мы собирались приобрести жильё для отдыха, и переезжать в другую страну не планировали.
Изначально у меня была такая мысль - уехать насовсем. Но вот мы уже пожили в своей итальянской квартире два месяца, и я безумно соскучилась и по внукам, и по своему московскому жилью. Так что расстаться с родиной пока для нас сложно.
- Ну и последний вопрос. Что бы вы посоветовали человеку, который решил вложиться в проект реставрации? Вы всё-таки прошли через это на собственном опыте.
- Я бы прежде всего рекомендовала обратить внимание на самого человека, который будет делать вам проект. То есть на архитектора. Поверьте – от личности этого человека зависит главное. Мне рассказывали про одних американцев, которые выкупили под реставрацию жильё в другом итальянском городке. Так их архитектор вообще не желает с ними общаться! Просто молча показывает им результат, садится в машину и уезжает.
Мы же с Федерико вместе ходили и в кафе, и по мебельным магазинам – буквально везде. И он сам нам предлагал вместе куда-то поехать.
В общем, нужно смотреть на личность человека, потому что вам с ним общаться.
Беседовала Ольга Петегирич
Фото предоставлены собеседником и компанией Great Estate