Что случилось? Во Франции продолжается обсуждение так называемого «Закона Лаглеза» – проекта, предложенного в конце 2019 года депутатом Жан-Люком Лаглезом. Суть его в том, чтобы застройщик не покупал землю, а брал ее в долгосрочную аренду, скажем, на 99 лет. В этом случае его затраты будут меньше, что скажется и на ценах на жильё. В настоящее время эта схема используется только для социального жилья для малоимущих в городах и поселках с высоким спросом и ценами, но её хотят распространить на весь рынок. Законопроект сейчас проходит через французский парламент.
Как это будет? В соответствии с этим планом будут созданы открытые земельные бюро, аналогичные тем, которые занимаются социальным жильём. Они будут предлагать жильё, офисы и магазины для продажи на основе долгосрочного лизинга в районах, где рынок недвижимости находится под давлением. Мажоритарным собственником в этих бюро станет государство, что предотвратит спекуляцию землей и снизит арендную плату за неё.
Что не так с этим планом? Землевладельцы обеспокоены тем, что им придётся «платить аренду государству», сообщает The Connexion. А государство сможет устанавливать свои правила. Эксперты успокаивают, что новая практика затронет только часть рынка – лишь в «напряженных зонах» (к которым, разумеется, относится и Париж) и в той части, которой будут распоряжаться земельные бюро, уточняет franceinfo.
А другие варианты? Чтобы сдержать рост цен на жильё, в ряде французских городов: Париже, Лилле, Ренне были приняты постановления о максимальном размере аренды. Однако ассоциации собственников периодически добиваются приостановки или отмены этих указов и поднимают цены в эти периоды, сводя пользу от инициативы к минимуму. Кроме того, навести порядок на рынке аренды должен ещё один закон, регламентирующий отношения между владельцами собственности и арендаторами. Он тоже предусматривает вмешательство третьей стороны и поэтому критикуется собственниками.
Зарубежный опыт. Практика лизхолда получила распространение в Великобритании. Несмотря на ряд преимуществ, она означает ограничение прав владельца недвижимости, так как ряд правил диктует владелец земли.