Бакинское Переделкино
Каспийское море, несомненно, самый таинственный из всех водоемов на Земле. Только представьте себе: ежечасно и ежеминутно в него вливаются миллионы тонн воды из великой русской реки Волги и еще из великой уральской реки Урал, а также из великой кавказской реки Кура, а после этого из него ничего и никуда не выливается. И так, между прочим, тысячи лет. Что-то не верится, что это громадное количество воды может постоянно испаряться так, чтобы уровень моря не повышался постоянно.
Уровень воды в Каспийском море — это другая его загадка, не менее таинственная. Он то повышается, то падает. Причем в последний раз — в 1970-е годы — он резко, чуть ли не на 5 метров, повысился, несмотря на то что в это же время Волга мелела.
Все эти рассуждения о тайнах Каспийского моря имеют прямое отношение к коттеджному поселку Sea Breeze, о котором я, собственно, и собираюсь рассказать. Когда я вышел на пляж перед первой линией поселка, то первое, что увидел,— столб с баскетбольным щитком в воде, в пяти метрах от берега. Это значит, что в недалеком прошлом кромка воды находилась как минимум на расстоянии половины ширины баскетбольного поля от этого столба.
Оглядываюсь и смотрю на возвышающиеся коттеджи первой линии Sea Breeze. Если с Каспием все эти перипетии случаются периодически, то где гарантия, что он не попрет в другую сторону? Конечно, коттеджи стоят на пятиметровой искусственной каменной насыпи и оказаться под водой могут разве что в результате Всемирного потопа. Но что, если вода подойдет прямо к ограде и какой-нибудь азербайджанский митволь вчинит иск владельцам, мол, их недвижимость находится в 50-метровой зоне от береговой линии?
Предположение, конечно, фантастическое, но для того, чтобы получить ответ, можно пройти пару километров (или проехать — песчаный пляж ровный, как шоссе) до стародачного поселка Нардаран. Это что-то вроде подмосковного Переделкина — еще в советское время здесь давали земельные участки представителям творческой и научной интеллигенции. Здесь живут писатели Рустам и Максуд Ибрагимбековы, художник Таир Салахов. Здесь же дом, в котором жил Искендер Агаларов — известный в республике ученый. Когда Каспий 30 лет назад стал подниматься, это создало настоящую угрозу для дачных участков. "Однажды мы обнаружили море прямо у ворот своей дачи",— рассказывает Эмин Агаларов. Прямо напротив своего участка Агаларовы построили волнорез, и в результате теперь волны намывают пляж, а не съедают его. Сейчас линия берега — в 20 метрах от забора.
Такой же волнорез Эмин Агаларов будет строить и перед своим поселком Sea Breeze, так что море в этом месте снова отступит по крайней мере на ширину баскетбольного поля. Кстати, можно предположить, что именно благодаря всем этим фортелям, которые выкидывает Каспий, первая линия в этом месте до сих пор была незастроенной. Надо сказать, что на побережье Каспия в Азербайджане вообще пока не было поселков класса А. В окрестностях Баку уже появились, а на море — или экономкласс, или элитная частная застройка. Sea Breeze — первый здесь организованный коттеджный поселок европейского типа.
Цвет песчаника
Я не случайно говорю о поселке европейского типа. Что такое типичный азербайджанский дачный поселок? Это двухметровые каменные заборы по обе стороны узкой дороги, за которыми в принципе невозможно разглядеть строения. Это даже не заборы, а крепостные стены, изредка украшенные орнаментами или плющом. Причем дачи скрыты за стенами не столько из соображений безопасности, сколько по традиции: домашняя, семейная жизнь должна проходить вдали от посторонних глаз.
Эмин Агаларов в своем поселке Sea Breeze эту традицию не то что сломал, но, скажем так, европеизировал. Вы въезжаете на территорию поселка и сразу видите открытое пространство участков за коваными ограждениями. Фасады домов открыты взгляду, можно любоваться цветниками и подстриженным кустарником, можно даже разглядеть через окна встроенного гаража, какой автомобиль там стоит. Но вот приватная зона с бассейном (а бассейн — непременный атрибут каждого домовладения) скрыта от глаз. В задней части двора можно организовать приватную вечеринку, и ваши соседи об этом даже не узнают.
Тут стоит оговориться, что пока еще никаких автомобилей в гаражах, да и самих хозяев, в поселке нет. Первая очередь — 12 домов площадью от 300 до 1000 кв. м — полностью построена (даже ландшафтный дизайн на участках выполнен), но продажи еще только начались, а в нескольких уже проданных домах идет внутренняя отделка. Маркетинговая политика здесь такая же, как и в подмосковном поселке "Агаларов Эстейт": строить не под конкретного клиента, купившего участок, а представлять уже полностью готовый продукт, под чистовую отделку. Впрочем, если купить участок, на котором еще не началось строительство (всего в поселке планируется построить 70 резиденций), можно внести некоторые изменения в проект, например в планировку дома. Но эти изменения ни в коем случае не должны касаться внешнего архитектурного облика.
Правда, в одном застройщики поселка все-таки последовали местной традиции: внешние ограждения домов, стоящих на первой линии,— глухие бетонные стены. То есть заглянуть на соседний участок жителю поселка дозволяется, но от отдыхающих на пляже внутренние дворы надежно скрыты. Само по себе это, наверное, хорошо (к тому же ограда защищает и от морских ветров), но в результате получается, что, купаясь в бассейне или сидя у мангала в собственном дворе, вы не будете любоваться морскими далями. Ну и еще один недостаток: мне показалось, что некоторые дома слишком далеко отнесены от фронтальной линии. Таким образом, передняя часть личного пространства (по преимуществу декоративная) оказалась чересчур большой, а внутренняя (функциональная) — довольно тесной. Впрочем, это касается только домовладений с минимальной площадью участка — 20 соток.
Проекты домов Эмин Агаларов привез из Майами и вместе со своими проектировщиками доработал и модернизировал. Получились дома с намеком на колониальный стиль: небольшие декоративные колонны, множество балконов и балкончиков, просторные террасы с видом на море. И конечно, строятся дома в основном из ракушечника — это самый популярный в Азербайджане материал. Он легко поддается обработке, прочен и имеет благородный серо-песчаный цвет.
Плюсы централизации
Преимущество организованного поселка — не только единый архитектурный облик, но и надежная инженерия, централизованный сервис, социальная инфраструктура. Все это есть в поселке Sea Breeze. Для бесперебойного электроснабжения имеется собственная трансформаторная станция. Вода поступает из артезианских скважин глубиной 20-30 метров, пробуренных в скалах. Кроме того, на вершинах возвышенностей девелопер установил цистерны объемом 60 тонн каждая, а под крышей каждой виллы находится резервная цистерна на 5 тонн. Несмотря на то что горная вода обладает особым вкусом, не говоря уже о ее пользе, воду в поселке будут фильтровать централизованно.
Ну а социальная инфраструктура будет представлена следующим набором: спа-отель, ресторан, терраса, спортклуб, теннисный корт, футбольное поле, детский городок, спасательные и медицинские службы. Здание спортклуба с рестораном и бассейном уже готово и находится в стадии отделки.
Стоит добавить, что в Азербайджане при покупке недвижимости иностранцы налогом не облагаются, продажа осуществляется путем заключения договора в нотариальном порядке.
Автор: Андрей Воскресенский