Этим летом Four Seasons представила проект жилого лайнера. Нет, он, конечно, не будет бороздить просторы исключительно российских морей – привязка к нашей действительности в том, что апартаменты на его борту уже реализуются в России. «Первые покупатели уже появились, – рассказала «Собственнику» руководитель отдела зарубежной недвижимости компании Intermark Savills (занимается реализацией в Москве) Рената Матяш, – это говорит не просто о том, что в России есть состоятельные люди. А о том, что они уже могут позволить себе недвижимость такого плана – не просто для проживания, но и для приключений, в определенном роде. Интерес к проекту огромен уже сейчас, на этапе проектирования лайнера».
Планируется, что на борту корабля Four Seasons разместятся 112 меблированных апартаментов (7 вариантов планировок, 3 варианта пентхаусов, площадь варьируется от 74 до 730 кв. м, 3 стиля оформления интерьера). «Инфраструктура» лайнера – кафе, бассейны, рестораны, SPA- и фитнес-центры, салон красоты, бизнес-центр и игорный зал (что, должно быть, особенно ценно для тех, кто не хочет ехать за рулеткой аж до самого Алтая). Строится корабль компанией Aker Yard, и процесс этот должен завершиться к 2010 году. 1 июня того же года лайнер начнет свое 50-летнее плавание (именно на такой срок он рассчитан) из Хельсинки. Дальнейший маршрут пока рассчитан по дням только на 2 года, ну, а на следующие 48 лет будет составляться с учетом пожеланий своих обитателей.
Что до маршрута Four Seasons, в плавании судно будет находиться 250 дней в году. В России за 2 первых года побывает только однажды, в самом начале пути: с 5 по 7 июня 2010 года лайнер будет стоять в Санкт-Петербурге, и потом до 2012 года увидеть родину российским покупателям не удастся, если, конечно, ностальгия не заставит покинуть корабль в ближайшем порту и бегом отправиться в аэропорт. Хотя понятно, что приобретающий (точнее, получающий в 50-летнее пользование) плавучие апартаменты человек серьезно настроен на путешествие. «Наш покупатель – это, несомненно, состоятельный человек, уже владеющий недвижимостью в Москве и, возможно, за границей. Это романтик, всегда мечтавший о кругосветном путешествии или возможности жить на острове. Он любит море и путешествия. Его привлекает все новое: страны, города, новый вид из окна каждый день», – говорит Рената Матяш. Посмотреть, судя по всему, будет на что: Скандинавия, Европа, Латинская Америка, Штаты, Австралия и Новая Зеландия, Океания, ЮАР – перечислять все порты мы не возьмемся, все-таки маршрут расписан на 730 дней, а в каждом городе стоянка не превысит 3 суток. К слову, почти месяц (июнь 2011-го) Four Seasons из каких-то своих соображений проведет… на Аляске, где ностальгирующие россияне смогут посетить местный Петербург (там есть и такой, стоянка 25 и 26 июня 2011 года).
Выше мы отметили, что покупка апартаментов на плавучем доме в действительности является приобретением в 50-летнее пользование. Так вот, стоит это удовольствие от $3,75 до $39 млн, в зависимости от площади (на стадии проектирования, заметим). А если, следуя новому правилу, пересчитать суммы на рубли, «вилка» получится такая: от 96,225 млн до 1 (с хвостиком) млрд в российской валюте.
Сразу становится интересно, сколько россиян захотят позволить себе такие траты даже при условии постоянного роста благосостояния? «Судя по бурному росту числа российских миллионеров за последние годы, россиян может оказаться не менее 10% от общего количества покупателей», – считает PR-директор агентства недвижимости DOKI Алла Ефремова. В Intermark Savills пока осторожнее в прогнозах: «Сейчас, на начальном этапе продаж, еще сложно давать какие-то конкретные цифры, но думаю, уже через несколько месяцев примерная картина будет ясна», – комментирует Рената Матяш.
Учитывая специфику этой недвижимости (а можно ли назвать недвижимостью объект, который в динамике будет проводить добрых 3/5 всего времени своего существования?) – это не первый и, видимо, не второй дом покупателей – и цену вопроса есть уверенность, что фейс-контроль не понадобится. «Ценовая категория этого проекта уже сама по себе предполагает определенный уровень классовости среди покупателей. Тем не менее вопрос однородной социальной среды иногда волнует наших соотечественников, – рассказывает Матяш. – Я полагаю, что это скорее из интереса, ведь всегда любопытно знать, кем окажется твой сосед «по лестничной клетке», точнее, здесь уже "по палубе"».
Признаться, даже после написания всего, что вы только что прочли, у автора все-таки осталось ощущение ирреальности происходящего. Все-таки нетипичный проект, да и сроки реализации – почти как у Олимпиады в Сочи… Впрочем, Алла Ефремова как раз считает, что у такого рода формата (хотя надо сказать, собственно формата как такового пока что нет) большое будущее. «На мой взгляд, в будущем вполне возможно появление российского жилого лайнера – интересного предложения для элиты и среднего класса, – считает Ефремова. – Впрочем, это штучное предложение, и, конечно, говорить о конкуренции в сегменте элитной плавучей недвижимости такого класса пока преждевременно… Проект может быть интересен богатым клиентам как возможность активного семейного отдыха в виде кругосветного путешествия за те же деньги, что и квартира на Остоженке или коттедж в элитном загородном поселке». В том, что проект будет вынужден вести изнурительную конкурентную борьбу, сомневается и Рената Матяш: «Не думаю, что тут уместно говорить о конкуренции, ведь подобных проектов всего несколько, и пока все они находятся в стадии проектирования. Если бы существовал сегмент, тогда можно было бы расставлять акценты, а пока мне кажется это преждевременным».
Вероятно, расставлять акценты мы сможем себе позволить года через 2-3 года: «Магеллан», корабль который может составить конкуренцию Four Seasons, обещают спустить на воду 1 мая 2009 года, сам герой нашего рассказа отправится в плавание еще год спустя. Может, за это время появятся и новые проекты такого рода; правда, вот Рената Матяш в этом сомневается: «Таких проектов в мире единицы, и вряд ли стоит ждать строительного бума подобных лайнеров». Тем более что, добавим от себя, на всех еще бы покупателей хватило…
Автор: Альбина Лебедева