Как подтвердили в компании Henley & Partners, поправки уже официально опубликованы. Парламентарии внесли несколько десятков изменений. Но далеко не все они заслуживают внимания. Мы выбрали главное.
По старым правилам политически значимым лицам запрещалось получать инвестиционное гражданство Кипра в течение пяти лет после снятия полномочий. По новым правилам этот срок сокращён до 12 месяцев.
Одновременно правительство Кипра будет проводить более тщательный аудит иностранцев – участников программы, которые ранее занимали госдолжность. Теперь проверка этих заявителей на благонадёжность будет соответствовать требованиям законодательства ЕС о борьбе с отмыванием денег.
Новые положения также будут способствовать упрощению процедуры лишения гражданства в случае предоставления ложной информации. Усиление защиты стран от экономических преступлений – важная тенденция для Евросоюза. На фоне пандемии, увы, участились случаи мошенничества, коррупции и отмывания денег. Инвесторам необходимо со всей серьёзностью отнестись к процедуре проверки – due diligence.
До настоящего момента ни политики, ни депутаты, ни премьер-министры, ни президенты не могли запрашивать паспорт Кипра. Теперь они имеют право участвовать в инвестиционной программе Кипра через год после того, как покинут пост.
Это изменение увеличит приток инвесторов и капиталов на остров. С другой стороны, возрастёт конкуренция. В год Кипр в соответствии с квотой принимает не более 700 инвесторов с семьями. В прошлом году было выдано более 680 комплектов паспортов. В этом году из-за кризиса количество заявок, возможно, будет ниже. Поправки могут сильно заинтересовать политиков, так что квот всем желающим в ближайшие годы может не хватить.
Бизнес, в который вкладывает свои накопления инвестор в рамках программы «золотого паспорта», должен реально работать и развиваться. Количество сотрудников, трудоустройство которых предусмотрено заявителем при инвестировании в бизнес, увеличится с пяти до девяти человек.
Ранее некоторые иностранцы эти требования обходили. После вступления в силу закона возможностей для подобных манёвров будет меньше.
Что было? Инвестор создаёт компанию, покупает от её имени участок, заключает договор с застройщиком на разработку земли. То есть там будет построено какое-то здание. Например, за €300 тыс. иностранец купил участок, а ещё €1,7 млн заплатил девелоперу. Это считалось вложением в местный бизнес. Что получилось в итоге? Участков много, они по большей части пустуют, никто на них до сих пор ничего не построил. Но паспорт у такого «инвестора» никто не отбирает.
Как только закон вступит в силу, бизнес-проект не сможет быть фиктивным. Инвестор должен купить или организовать компанию…
Расширен и уточнён термин «несовершеннолетний ребёнок»: теперь несовершеннолетним будет считаться сын или дочь инвестора (в том числе внебрачные усыновлённые или удочерённые дети), который(-ая)
Кроме того, по новым поправкам, все члены семьи инвестора подают документы на гражданство одновременно с основным заявителем. Ранее родственники инвестора могли присоединиться к заявке только после особого одобрения. Теперь порядок рассмотрения документов изменён: родители, дети, супруги отправляют документы на гражданство всей семьёй, а не в два этапа.
Часто бывает так, что у инвестора и его супруга или супруги есть как общие дети, так и усыновлённые. Кто может претендовать на кипрский паспорт? На данный момент усыновлённым и удочерённым детям от предыдущих браков власти отказывают в гражданстве; после новой поправки «спорные» дети смогут присоединиться к инвестору.
Справка о несудимости, которую инвестору требуется включить в пакет документов, теперь действует шесть месяцев вместо трёх.
Это удобно с точки зрения процедуры подачи документов. Ранее после оформления ПМЖ уже приходилось заново выписывать справку. Рассмотрение заявки на гражданство занимает несколько месяцев: примерно за три месяца после отправки пакета документов оформляется ПМЖ, а ещё за такой же срок – паспорт.
Парламент проголосовал за повышение суммы обязательного взноса в два государственных фонда с €75 до €100 тыс. в каждый (Фонд исследований и инноваций Кипра, Агентство развития территорий Кипра). Таким образом, суммарный обязательный невозвратный платёж увеличился со €150 тыс. до €200 тыс.
Была жаркая дискуссия, но депутаты пришли к выводу, что взнос в госфонды увеличивается на 25%. При этом можно выбирать, куда пойдут инвестиции: на научные исследования, энергетику, доступное жильё, развитие инфраструктуры. Для инвестора это минус, но €50 тыс. составляют 2,5% от €2 млн. Не очень существенное изменение.
Оксана Котляр, специалист по развитию бизнеса Domenica Group: Отрицательным можно назвать только это изменение – увеличение невозвратного взноса. Однако обратите внимание: половина этой суммы фактически может быть инвестирована в предприятие, связанное с инновациями и предпринимательством.
Теперь вместе с основным заявителем получить инвестиционное гражданство могут не только его родители, но и родители супруга/супруги, в случае если на каждого из них будет приобретён объект недвижимости стоимостью от €500 тыс. Если в программу нужно включить двух бабушек и двух дедушек, то в сумме придётся потратить миллион.
Раньше на паспорт могли претендовать инвестор, его жена, дети и его родители. Получается, что родители жены оставались за бортом. Ситуация не самая благоприятная. Условия те же: для родителей покупается объект недвижимости стоимостью от €500 тыс. Если инвестор желает перевезти своих родителей и родителей жены, то в совокупности на их жильё он потратит €1 млн. То есть появляется возможность купить один особняк за миллион для старшего поколения или два объекта, которые в сумме дают миллион. Мне кажется, что гражданство родителям делает только 1% инвесторов. Поэтому опция не такая важная с точки зрения программы.
Оксана Котляр: Мы считаем, что самым важным с точки зрения привлекательности является возможность включить в итоговую заявку родителей супруга основного заявителя, что ранее было невозможно.
Средства на покупку активов теперь могут быть переведены не только с личного зарубежного или кипрского счёта, но и со счёта зарубежной компании.
В остальном рекомендации для инвесторов остаются прежними: открыть банковский счёт на Кипре, чтобы проверка благонадёжности и капитала прошла до того, как чиновники проведут due diligence в процессе оформления экономического гражданства. В основе особого внимания банков к инвесторам-иностранцам также лежит Директива ЕС 2015/849 о борьбе с экономическими преступлениями.
Тут подразумевается, что человек сможет переводить на Кипр средства зарубежной компании – дивиденды.
С одной стороны, для того чтобы стать гражданином Кипра, счёт в местном банке можно не открывать. С другой стороны, чтобы подать заявление на гражданство, нужно получить ПМЖ, то есть всё равно потребуется заводить счёт в банке Кипра.
Когда банк принимает деньги, то производит ту же проверку, что и миграционная служба при подаче на гражданство. То есть, если местный банк деньги принял, инвестор смело может переводить деньги в фонд или бизнес, в недвижимость.
Если иностранец не клиент кипрского банка, то проверяются только деньги, а не благонадёжность инвестора. Поэтому мы всегда клиентам рекомендуем именно открывать счёт на Кипре, чтобы не опасаться отрицательных результатов due diligence.
Все заявления в рамках программы инвестиционного гражданства, поданные после 31 декабря 2019 года, будут рассматриваться в рамках новых правил. Инсайдерская информация касательно этого пункта противоречива: возникло много споров, так как нарушается принцип действия законов на территории Кипра. Подобные нововведения не имеют обратной силы.
Этот пункт в разных источниках не совпадает. Некоторые СМИ прописали, что с 1 января, другие – с 19 июля. Пункт очень спорный, так как законы не имеют обратной силы. Ждём уточнений.
Нововведения однозначно назвать курсом на ужесточение нельзя, но то, что Кипр не конфликтует с требованиями Европарламента, можно считать залогом стабильности программы. На то, как часто меняется закон и процедура в отношении экономического гражданства, обычно влияет не только местная оппозиция, но и программы-конкуренты. В конце концов парламентарии – большинство – тоже заинтересованы в том, чтобы инвесторы так же активно, как и раньше, участвовали в программе. С 2013 года остров заработал более €7 млрд. Это отличный показатель для страны с населением 1,17 млн человек.
Полина Кулешова, начальник отдела по связям с общественностью в России и СНГ, Henley & Partners: Последние изменения касаются программы не напрямую, а косвенно. Основная идея парламента – внести уточнения и актуализировать действующее миграционное законодательство. Изменений внесено много, причём в разные статьи. А поскольку были вопросы по инвестиционной части, то внесли уточнения в них тоже.
Какие-то моменты ужесточились (повысился на €50 тыс. безвозмездный взнос), но при этом стало возможным подаваться не только родителям основного заявителя, но и родителям супруги (супруга) основного заявителя. Политически значимые персоны могут участвовать в программе, но при этом уточнена процедура лишения гражданства (власти имеют право отзывать гражданство у инвестора в том случае, если будут найдены нарушения, предусмотренные текущим законодательством).
Нельзя сказать однозначно, по какому пути прошли изменения, но точно можно сказать, что программа не станет менее привлекательной для инвесторов, при этом удовлетворит запросы и рекомендации Евросоюза и правительства Кипра.
Оксана Котляр, специалист по развитию бизнеса Domenica Group: Мы считаем, что данные изменения – это шаг в правильном направлении. Он проясняет множество процессуальных нюансов, для того чтобы заявка получила одобрение властей. Дополнительные проверки в связи с законом о борьбе с отмыванием денег повышают надёжность программы. Правительство Кипра показало, насколько сильно оно верит в неё, показало, что оно примет все необходимые меры для обеспечения её популярности и преемственности.
Связь проверки программы с законодательством о борьбе с отмыванием денег и возможность властей лишить инвестора гражданства в случае обнаружения нарушений, предусмотренных действующим законодательством, несомненно, повысит доверие к программе. Что касается невыгодных изменений, то, по нашему мнению, таким можно назвать только увеличение невозвратного взноса со €150 тыс. до €200 тыс. С другой стороны, этот недостаток компенсируется разрешением включить в заявку родителей супруга или супруги основного заявителя.
Изменения показали, что правительство готово анализировать обратную связь от отраслевых экспертов и международных органов, улучшать качество проверок и обеспечивать надёжность и нормативность программы. Это поможет кипрской инвестиционной программе оставаться наиболее востребованной инвестиционной программой в ЕС.
Фотографии: Pixabay, Wikimedia