Богатые исторически
Об Италии прежде всего надо понимать следующее. Это сравнительно молодая страна, объединившаяся в единое государство только в 1861 году. Италия всегда была и по сей день остается очень разнородной. Разница значительна между Севером и Югом, между богатыми и бедными (как и повсюду в Европе, лишь 2% семей имеют доход на человека больше 2000 евро) – впрочем, так было и в старые времена.
Итальянцы очень рано распробовали банковское дело. Banca Monte dei Paschi di Siena – старейший в мире из действующих на сегодняшний день банков, он был основан в 1472 году. Генуэзская и Венецианская республики жили не столько торговлей и мореплаванием, сколько кредитами: монархи и знать всей Европы были у них в долгу.
Дотошные американцы, умеющие находить гранты на самые удивительные исследования, как-то провели и такое: на сколько поколений хватает нажитого богатства? Взяв широкую базу в несколько тысяч семей, они пришли к очень приятному для рядового обывателя выводу: даже самых сказочных богатств хватает лишь на три поколения!
То ли эти данные относятся исключительно к американским нуворишам, то ли в семействе графов Борромео об этом исследовании ничего не знали, только род их, чьи корни восходят к 1367 году, богат до сих пор. В начале XV века они уже владели банками с отделениями в Милане, Риме и Лондоне. Если вам сегодняшний бизнес кажется делом непростым, задумайтесь: каково было иметь дело с наличными деньгами, монетами, в Европе, где ни одно поколение не могло прожить свою короткую жизнь без войны?
На сегодняшний день род Борромео остается одним из самых богатых в Италии; они по-прежнему владеют дворцами на островах озера Маджоре, а их парки называют Садами Италии. Красавицы из этого рода (а их нередко приглашают то на подиум, то на телевидение именно за внешние данные) выходят замуж так же разумно, как и их предки много веков назад. Так, Лавиния Борромео замужем за Джаки Елкманом – вице-президентом компании «Фиат».
Что означает капитал, сохраняемый в семье веками? Помимо собственно денег, это определенная культура. Это связи – богатство, которое в итальянском обществе нельзя переоценить: итальянцы маниакально привержены идее искать подходящих кандидатов исключительно «по протекции». Что для такой семьи мировой кризис? Небольшая и временная неприятность, не первая и не последняя на памяти рода. Инвестиции, во что бы они ни делались, вряд ли смогут пошатнуть громаду айсберга семейного капитала.
Нувориш обыкновенный
В всем мире Сильвио Берлускони известен как политик со стажем и премьер-министр Италии. На родине, однако, он воспринимается как фигура куда более объемная и неоднозначная. По оценке журнала Forbes, Берлускони – самый богатый человек Италии (в мире занимает 37-ю позицию). На его предприятиях работают около 60 тыс. человек.
В начале 60-х годов прошлого века он начал свою предпринимательскую деятельность в области жилищного строительства. В середине 70-х приобрел кабельное телевидение, из которого впоследствии вырос громадный медиахолдинг. Его Пятый канал (Canale 5) стал первым негосударственным каналом в Италии. Ему принадлежат также значительные или даже контрольные пакеты в ключевых издательских домах – Mondadori и Einaudi – и различные доли в десятке домов поменьше. Среди приобретенных им журналов – старейший итальянский журнал-телепрограмма Tv Sorrisi e Canzoni. С 1986 года он владеет футбольным клубом Milan, ставшим за время его руководства самой успешной футбольной командой в истории Европы. Ему принадлежат также клубы по регби, хоккею и волейболу.
Самым экзотическим приобретением Берлускони можно считать виллу на Бермудских островах. Неизвестно, зачем он приобрел этот объект: он побывал там лишь пару раз – что, учитывая его занятость и географическую удаленность виллы, можно понять. Такое приобретение напоминает вызов: недвижимость там очень дорога и крайне редко выставляется на продажу. Последняя из покупок Белускони в области недвижимости совершена летом этого года в тайне, но что скроешь от СМИ! Это многомиллионная историческая вилла на озере Маджоре, в 40 км от Милана. Вилла из 30 комнат раньше принадлежала семейству Кампари (тем самым, производителям легендарного кампари), и поэтому носит их имя.
Принято думать, что у Берлускони «рыльце в пушку»: народ любой страны убежден, что честно заработанных больших денег не бывает в природе. Правды, конечно, нам никогда не узнать; однако известно, что карьера богача началась с того, что он сумел разумно распорядиться родственными связями – свести воедино доступ к банковским капиталам одного родственника и новую девелоперскую программу другого. В Италии без связей инвестициями не занимаются.
Очень разная манера инвестировать
Богатые вкладывают деньги, не всегда «выжимая» из проекта все возможное, чего бедным не понять. Для примера две истории. Один из лучших бизнесов в Италии – похоронная контора. Дело переходит от отца к сыну, посторонним не стоит и соваться; причем с ростом населения рынок неизменно растет – и делать ничего не нужно! Один владелец целой сети таких контор, устав от всевозможных инвестиций, подарил жене модный магазин на главной улице. Магазин приносит убытки, зато жена счастлива.
Наследник другого бизнеса всю прибыль вкладывал в недвижимость: роскошные квартиры в лучших исторических домах города, с лепниной и росписью на потолках, под завязку набитые антиквариатом. Хотя любую из них можно сдать в аренду за две тысячи евро в месяц, все они стоят пустые.
Вообще же итальянцы живут трудно и не всегда находят деньги на выплату кредита за квартиру. Отчасти поэтому многие предпочитают снимать жилье; впрочем, и в этом случае на квартиру уходит 27% семейного бюджета (для одиночек цифра катастрофически возрастает, порой составляя более половины дохода).
В целом итальянцы остаются традиционалистами: 56% предпочитает инвестировать в недвижимость – это абсолютный чемпион среди всех вариантов выбора. Тонкость в том, что государство и регионы имеют специальные программы поощрения. Так, за реконструкцию можно получить порядка 36% скидки с налогов; в случае художественной реставрации исторически ценных объектов государство возьмет на себя половину расходов; в отдельных регионах в случае покупки и реконструкции жилья, с последующим превращением его в структуру гостеприимства bed & breakfast, можно получить существенные финансовые вливания от региона.
Финансовые бумаги предпочитает 24%, в то время как 17%, напротив, держат свои деньги подальше от любого рода инвестиций. Из всех возможностей инвестирования денег в свой пенсионный фонд 60% итальянцев выбирает самое надежное: вкладывать эти средства в фонд развития предприятия, на котором работают.
Автор: Виктория Грегуольдо
Журнал "Собственник"