Одной из самых популярных стран среди наших соотечественников вот уже несколько лет подряд остается Испания. Развитая инфраструктура и коммуникации, высокий уровень безопасности – все это привлекает покупателей. Здесь созданы прекрасные условия для любителей активного отдыха, имеются широкие возможности для путешественников. Представитель посольства Испании Анна Мария Овьедо сообщила, что в 2008 г. страну посетили 57 млн туристов, это намного больше, чем население самого государства. К тому же испанское жилье отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к недвижимости, а нынешнее снижение цен делает его еще более привлекательным.
Еще одна популярная среди россиян страна – Болгария, где в последнее время произошло много изменений, в частности, теперь она член Евросоюза. И, как отметили участники конференции, все перемены пошли на пользу отношениям с Россией – например, в июле 2008 г. вступил в силу закон о многоразовой визе для собственников жилья, срок действия которой составляет три года. Рынок недвижимости Болгарии расширяется, помимо морских и горнолыжных курортов развиваются и гольф-курорты, большое внимание уделяется районам с минеральными источниками.
Однако кто-то любит погорячее, а кто-то и попрохладней: все большее внимание наши соотечественники в последнее время уделяют северным широтам. В частности, как говорит Юрий Жолкевич, представитель посольства Латвии, среди иностранных покупателей недвижимости в Прибалтике – 62% россиян, на жителей стран СНГ (Казахстан, Украина и др.) приходится 12%. При этом наибольший интерес вызывает Юрмала (60% спроса) и Рига (30%).
Приобретать квадратные метры в Латвии наших соотечественников побуждают те же причины, что и в любой другой стране Европы: одни рассчитывают на получение шенгенской визы, другие покупают объект недвижимости в качестве второго дома, третьи – для инвестиций или ведения бизнеса.
Больше всего сделок, 70%, происходит в сегменте экономкласса (стоимость жилья до 150 тыс. евро). Остальной объем операций с недвижимостью распределяется между бизнес-классом (150-350 тыс. евро) и элитным (от 350 тыс. и выше).
Генеральный директор компании «МИЭЛЬ DPM» Наталья Завалишина считает, что идти на риски и инвестировать в зарубежную недвижимость готовы преимущественно представители элиты. Бизнес-класс в основном покупает жилье для себя. Те, кого можно отнести к классу бизнес-плюс (между премиум и средним классом) приобретают недвижимость как для собственного проживания, так и с целью сдачи в аренду.
Возрастные предпочтения таковы. Люди 30-35 лет обычно выбирают небольшие квартиры-студии в пределах 20-70 тыс. евро в Болгарии, Египте, Турции или Чехии. Покупатели постарше, в возрасте 35-45 лет, интересуются квартирами с одной или двумя спальнями в ценовом диапазоне 55-250 тыс. евро в Черногории, Германии, Болгарии, Испании, Италии, Турции и Чехии. И, наконец, люди от 45 до 60 лет вкладывают средства в большие по площади апартаменты, дома, виллы, причем бюджет в этом случае не ограничен. Они предпочитают Болгарию, Черногорию, Францию, Кипр, Германию, Чехию и Великобританию.
Среди наиболее популярных мест, где чаще всего приобретают недвижимость наши соотечественники, Наталья Завалишина называет следующие: в Черногории – Будва и Котор, в Турции – Анталья и побережье Средиземного моря, во Франции – Ницца и Канны, в Чехии – Прага и Карловы Вары, в Испании – Каталония и Валенсия, на Кипре – Лимасол, в Великобритании – Лондон. Что касается Италии, то клиенты с высоким бюджетом присматривают жилье в Лигурии, Сан-Ремо или окрестностях Рима, экономные – в Калабрии, на юге Италии. В Германии дорогие объекты покупают в Баварии, более доступные – в Берлине.
Любимым местом отдыха российской элиты с царских времен и по сей день остается Лазурный Берег. Из всех прибрежных городов (Французская Ривьера протянулась на 200 км) россияне чаще всего выбирают Ниццу. В этом крупном деловом центре имеется аэропорт, куда прибывают прямые рейсы из Москвы. Недвижимость в Ницце – на любой вкус и кошелек.
Не менее популярны с инвестиционной точки зрения и Канны: например, арендные ставки ощутимо возрастают во время проведения знаменитого кинофестиваля. Как рассказала Татьяна Ионкина из компании Frantsia, цены на Лазурном Берегу росли в течение 20 лет. И только в кризис, с 2008 г. по апрель текущего года, стоимость домов понизилась на 5,2%, а квартир – на 7%. В этом году заявлено меньше новых проектов. Вместе с тем, о «заморозках» здесь говорить не приходится – все начатые объекты завершены и введены в эксплуатацию.
На вторичном рынке в Ницце двухкомнатную квартиру можно приобрести за 143 тыс. евро, а трехкомнатная обойдется в 371 тыс. евро. В Каннах чуть дешевле – двушку предлагают за 141 тыс. евро. Кстати, покупатели могут взять кредит под невысокие проценты – всего 3,9-5,0%.
Но даже у этого роскошного побережья есть свои недостатки. К примеру, мало кто знает, что железная дорога в некоторых местах проходит вдоль пляжа. Необходимо также учесть, что одни дома расположены на холмах, другие – на равнине, соответственно и видовые характеристики у объектов разные.
Нельзя сказать, что российские покупатели делают погоду на рынке недвижимости Израиля, но некоторое влияние они все же оказывают. Как утверждает Станислав Зингель из компании Gordon Rock, многие новостройки в курортных городах страны возводят именно по запросам иностранных покупателей. У наших соотечественников пользуются популярностью одно-, двух- и трехкомнатные квартиры, что для местного рынка недвижимости – большая редкость. Самые востребованные квартиры у израильтян – четырехкомнатные площадью не менее 100 кв. м.
Среди иностранных покупателей недвижимости в Израиле – представители Франции, Англии, США, Канады, России. В 2005 г. было всего 6% зарубежных собственников недвижимости, в 2009 г. – уже 10%. По прогнозам специалистов, в этом году недвижимость в Израиле приобретут более 2 тыс. россиян.
Большим спросом пользуются квадраты экономкласса стоимостью до 200 тыс. долл., но в Тель-Авиве и Иерусалиме охотно покупают элитное жилье по цене от 500 тыс. долл. и выше. На элитном курорте Натанья недвижимость стоит миллионы долларов. Интересно, что россияне в отличие от местных жителей предпочитают приобретать апартаменты в жилых комплексах с развитой инфраструктурой: парковкой, бассейном и прочими удобствами.
Кстати, по оценкам С. Зингеля, внутренний спрос на израильском рынке довольно высок. Родители стремятся обеспечить своих совершеннолетних детей отдельными квартирами, 30% покупателей улучшают жилищные условия. В стране весьма популярны объединения будущих собственников в группы – аналог российских жилищных кооперативов, когда на общие средства возводят дом. Себестоимость такого строительства ниа 15-20% ниже, при этом инвесторы освобождаются от уплаты налогов.
Автор: Яна Володина
Журнал Недвижимость и Цены