Некогда прибыльная и конкурентоспособная сфера отельного бизнеса ежегодно приносила владельцам миллиардную прибыль, а общий объём транзакций с гостиничной недвижимостью лишь за первое полугодие 2020 года составил более €1,3 млрд.
Однако столь позитивные цифры этого года являются эхом прежних тучных лет, ведь с момента введения первых ограничений недвижимость гостевого сектора приносила прибыль по инерции.
Сложность нынешней ситуации можно понять по результатам исследования немецкого статистического агентства Statista GmbH. 90% предпринимателей упомянутой сферы Германии почувствовали финансовые последствия первой волны Covid-19. Особенно остро – в федеральной земле Баден-Вюртемберг, где 98,9% всех предприятий штатом до 50 человек были вынуждены перевести сотрудников на сокращённый режим работы (Kurzarbeit).
Помимо самих отелей, рецессия поставила в сложное экономическое положение сферу развлечений и организаторов мероприятий (84,5% испытывают финансовые трудности).
Продолжая цитировать результаты свежего исследования Statista GmbH, нельзя не упомянуть катастрофические потери предприятий туристической сферы, напрямую связанных с гостиничным сектором. Доля немецких компаний, ощутивших последствия коронавирусной изоляции, составила 95%, а общая сумма потерь этого сектора экономики уже превысила €24 млрд.
Последствия экономического спада, конечно же, ощутили рядовые граждане ФРГ, почти треть (31%) из которых выразили уверенность, что не смогут взять долгий отпуск в нынешнем году.
Впрочем, сложившаяся ситуация открывает ряд возможностей для предприимчивых инвесторов, готовых, несмотря на видимый риск, вкладывать капитал в значительно подешевевшие активы.
Согласно анализу специализирующегося на недвижимости BNP Paribas Real Estate GmbH, отельный бизнес ФРГ начинает постепенное восстановление после весеннего обвала. При этом цены на гостевые дома значительно снизились по сравнению с началом 2020 года.
Примеры
По данным immowelt.de, цены на немецкие гостиницы за первое полугодие 2020 года просели на 30–35%, хотя к концу лета падение приостановилось и наметился небольшой рост.
Немаловажную роль здесь сыграла поддержка гостевого бизнеса со стороны государства. В то время как отели во всём мире терпят убытки, Германии проблема заполняемости коснулась мало. По статистике, заполняемость местных гостиниц с марта 2020 года стала самой высокой в Европе, что объясняется практичностью немцев, придумавших, как сдать пустующие номера в отсутствие зарубежных гостей. К примеру, местные отельеры начали предлагать компаниям места для работы в режиме хоум-офис.
Сейчас, после снятия некоторых ограничений, в местных гостевых домах останавливаются отпускники из числа местных жителей. В ФРГ хорошо развит местный туризм, и многие немцы привыкли проводить выходные, наслаждаясь живописными местами Германии. В свою очередь, отели, расположенные в черте города, жили и продолжают жить за счёт местного делового туризма, испытывающего подъём после весеннего спада.
Важным фактором для потенциальных инвесторов в отельный сектор является возможность финансировать объект. Правда, ставки в отельном секторе стали выше по сравнению с другими видами недвижимости. Причина – повышенный риск в этом сегменте.
Без сомнения можно сказать, что коронавирус стал неким индикатором, выявившим стабильные секторы недвижимости.
Инвестирование в отели и гостевые дома подразумевает долгосрочную бизнес-модель, сроком от 25 до 35 лет, что делает её крайне устойчивой в кризисное время. Совершенно ясно, что со снятием ограничений и постепенным открытием границ в Германии оживёт сперва «домашний» туризм, а через некоторое время появятся зарубежные гости, что уже сейчас можно наблюдать в крупных немецких городах и на популярных курортах.
Не стоит забывать и о том, что правительство ФРГ разрабатывает план финансового восстановления для наиболее пострадавших предприятий, следовательно, вложение в гостиничный бизнес привлечёт вспомогательный капитал со стороны государства.
Разумеется, нельзя забывать о рисках, связанных с продолжением падения в этой сфере экономики ввиду второй волны коронакризиса, – такие риски, конечно же, имеются. Впрочем, возвращение к прежним ограничениям всё же маловероятно, к тому же, невзирая на недавно пройденный пик, пандемия в Европе постепенно ослабевает и к началу 2021 года сойдёт на нет.
Немаловажным фактором является так называемый туристический голод, связанный с невозможностью многих активно путешествующих туристов покинуть пределы своих стран в этом году, что, без сомнения, выльется в туристический бум весны и лета следующего года.
Не следует забывать об активизации переведённых в формат онлайн-конференций бизнес-встреч, которые уже в следующем году должны превратиться в очные собрания в холлах и конференц-залах фешенебельных отелей. В этих же залах по-прежнему будут проводиться многочисленные банкеты, заработают частично открытые лобби-бары и рестораны.