Сергей Рымов: Динамика спроса на зарубежную недвижимость в 2008–2009 годах (расшифровка доклада)

15 октября 2009 года

Анализ интереса потенциальных покупателей зарубежной недвижимости, как лакмусовая бумажка, позволяет выявить настроение на рынке, проиллюстрировать сложившуюся ситуацию и сделать прогнозы относительно развития спроса. В основе доклада издателя журнала Homes Overseas Сергея Рымова лежит периодическое исследование интереса россиян к недвижимости за рубежом.

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

Журнал Homes Overseas вышел в печать в 2005 году, когда рынок был молод, малопонятен и плохо изучен. Первоначально планировалось, что издание будет освещать недвижимость Франции, Италии и Кипра. Одной из наиболее популярных на данный момент стран у российского покупателя зарубежной недвижимости – Турции – вообще не было в этом списке. Однако время скорректировало концепцию журнала. Одним из поворотных моментов в истории Homes Overseas стало исследование, проведенное в начале 2006 года, которое в итоге легло в основу регулярных исследований спроса, результатами которых будут представлены в этой статье.

С нашей точки зрения, одним из инструментов, позволяющим оценить спрос, не прибегая к дорогостоящим социологическим исследованиям (которые, безусловно, объективнее, профессиональнее и презентабельнее) является анализ запросов поисковых систем. Стоит оговориться, что это исследование не спроса, а скорее интереса. Интерес – это самая первая производная, которая и может формировать спрос. Для проведения аналитической работы были отобраны 37 стран.

На третьей странице презентации вы видите результаты самого первого исследования. 2006 год – эпоха «наивного» рынка, и картина интереса предельно ясна: Испания – безусловный лидер. На втором месте – Крым (в исследовании были выделены не только страны, но и отдельные регионы, пользующиеся спросом у российского покупателя зарубежной недвижимости). Болгария располагается на третьей позиции, а Черногория и Финляндия на шестом и девятом местах соответственно.

В исследовании от 2008-го года (4-й слайд) – совершенно другая картина. Болгария уже «перебралась» в лидеры, а Испания с Черногорией делят второе место. На 2008 год как раз пришелся пик спроса на Черногорию, поэтому там уже не было низких цен, однако, как показывает практика, россияне на все рынки приходят последними. Уже на этом слайде видно, что Турция становиться все более интересной российским покупателям. Крым с Украиной естественным образом падают вниз, Италия как была в хвосте, так и остается: становится все более очевидным деление стран на лидеров и аутсайдеров.

Последнее исследование (5-й слайд) показывает, что у Болгарии уже не 15%, а 22%, это безусловно совпадает с исследованием Prian.ru. Черногория немного отстает от Испании, которая улучшила свои позиции. Самый интересный и самый общий вывод, который можно сделать исходя из этой таблицы: десятка лидеров не изменилась. Положение стран внутри десятки немного поменялись, но десять наиболее популярных направлений остались такими же, как и раньше.


Как изменилась количество запросов к каждой стране?

Вот данные, по которым мы нормировали количество запросов: на слайде (стр. 6) показана динамика обращений к «Яндексу». В среднем на сентябрь 2009 года, по сравнению с 2006-м годом, спрос увеличился в 2,8 раза.

В этой таблице (7-й слайд) представлены лидеры по увеличению спроса. Больше всего абсолютный спрос увеличился на Болгарию и Египет (по статистике «Яндекса» интерес к этой стране остается достаточно небольшим, однако в процентном отношении он вырос более чем в шесть раз). В поле зрения российских инвесторов попала такая экзотика, как Китай, спрос на который был, по всей видимости, сформирован дальневосточным регионом.

Слайд 8 отображает состояние спроса «до кризиса» (глобальных изменений на рынке до февраля 2008 года все-таки еще не происходило) и «после кризиса». Из 37 стран, выбранных для проведения исследования, только десять увеличили свою долю в общем количестве запросов. Болгария и Латвия – лидеры по приросту спроса. Как видно из таблицы, Кипр серьезно прибавил в количестве запросов. Это объясняется тем, что Кипр рассматривает Россию как приоритетное направление, соответственно, у нас много рекламы этой страны и достаточно много предложений. По всей видимости, подобная политика привела к росту спроса на Кипр. Конечно, Кипром интересуется меньшее количество россиян, чем Болгарией, Черногорией или Испанией, но спрос на эту страну растет.

Относительное снижение доли спроса – с февраля 2008 года по сентябрь 2009-го (слайд 8). Словакия – лидер по снижению интереса, она недостаточно показательна, однако первого места из рейтинга не выкинешь. Сильно упал интерес к Хорватии, снизился спрос на Великобританию, Финляндию. Интерес к Дубаю изменился не так сильно, как можно было бы ожидать.

График на слайде 9 представляет, как менялась динамика поисковых запросов «Яндекса» за последние полтора года. Для примера была выбрана Италия, однако эта ситуация типична для 90% стран. Вы можете наблюдать троекратный (а в случае некоторых стран и четырехкратный) прирост количества запросов зимой 2008–2009 годов, то есть в самый разгар кризиса. Самый логичный вывод заключается в том, что люди искали способ сохранить свои сбережения и рассматривали зарубежную недвижимость как один из возможных инструментов. Рассматривали, но, как показывает практика риэлторских агентств, – не решились. Стоит отметить, что количество запросов на данный момент уже вышло на докризисный уровень. Однако есть исключения (слайд 10).

К примеру: динамика запросов по Болгарии, не так выражена – начиная с осени мы видим длительный рост спроса, который продолжался до мая. Летом следует резкий провал, а далее начинается возрастание.

Израиль: плавная динамика с незначительными колебаниями говорит о том, что люди не рассматривают эту страну в качестве направления для приобретения второго дома. Они, например, рассматривают Израиль как страну для иммиграции, поэтому кризис и не повлиял на спрос на израильскую недвижимость.

Крым: начиная с 2006 года полуостров год за годом уступал свои позиции, что объяснялось нецивилизованносью рынка и обилием некачественных предложений на вторичном рынке. Однако сейчас в Крыму появились интересные и качественные предложения, что привело к нетипичному росту спроса ближе к осени.

Черногория: после четырехкратного увеличения, интерес к этой стране упал ниже докризисного уровня. Дело в том, что у потенциальных покупателей было много иллюзий по поводу этого рынка, сейчас они разочаровались.

Условия цитирования материалов Prian.ru

Комментарии

Оставить комментарий

ОПРОС

Рассматриваете ли вы возможность покупки недвижимости на вторичном рынке?

Полезные статьи:

Статьи

Инвестиции в небольшие торговые помещения в Словении

Многим арендаторам не нужны гигантские площади. Запросы от владельцев магазинов, страховых компаний, юридических фирм заставляют обратить внимание на еще один тип объектов, привлекательных для сохранения и накопления капитала. Это небольшие торговые помещения. О перспективах этого сегмента в Словении – в очередном материале от экспертов Сentury 21 Slovenia и Future Real Estate. Читать

Личный опыт: стиль жизни в Калабрии. Италия

Сразу после заключения сделки новый собственник квартиры за границей задается вопросами, как ее лучше обставить, во сколько обойдется содержание и, главное, чем можно заняться в том месте, где она находится. Какие стереотипы связаны с калабрийской кухней? Когда выгоднее всего сдавать недвижимость в аренду? Как проще добраться в Калабрию? И что интересного можно там посмотреть? Москвичка Лариса готова поделиться собственным опытом с читателями Prian.ru. Читать

ТОП-10 лучших стран для жизни на пенсии

Есть люди, которые хотели бы всю жизнь прожить в одном городе и одной стране. А есть и те, то мечтает на старости лет переехать за границу. Причины у них разные. Кто-то мечтает о море и солнце, кто-то ищет лучшего качества жизни. Самые «продвинутые» изучают программы социального обеспечения для пенсионеров. Так какую страну лучше выбрать? Prian.ru приводит список самых достойных и объясняет причины. Читать

Фоторепортаж: стиль жизни и недвижимость в Гандии, Испания

Даже в такой популярной у русскоязычных покупателей недвижимости стране, как Испания, есть малоизведанные уголки. Один из них – муниципалитет Гандия, расположенный в Валенсии. Какие возможности он предлагает для жизни и отдыха? И сколько стоит местная недвижимость? Prian.ru рассказывает и показывает. Читать

Такие разные соседи: выбираем между квартирами Кальпе и виллами Бениссы

Муниципалитеты Бенисса и Кальпе – среди множества привлекательных туристических мест испанской провинции Аликанте. Сами населенные пункты находятся буквально на расстоянии 10 километров друг от друга. О том, чем отличается недвижимость в Бениссе и в Кальпе, а также о том, что может заинтересовать иностранцев в этих местах, рассуждает Андрей Карпик из компании AREA Costa Blanca. Читать