Содержание:
Республика Маврикий — островное государство в Восточной Африке. Расположено в юго-западной части Индийского океана, в 900 км к востоку от Мадагаскара. По площади страна меньше Москвы – 2040 кв. км, население — 1,3 млн человек. В экономике доминируют – туризм, финансовый сектор, текстильная промышленность и производство тростникового сахара. Уровень жизни – выше среднего по региону. В последние годы страна развивается как направление для элитного отдыха (по аналогии с Мальдивскими и Сейшельскими островами). Иностранцы покупают здесь также преимущественно недвижимость класса «люкс» стоимостью от $500 000, во многом благодаря действующим государственным программам, которые направлены на привлечение иностранных инвесторов в высоком ценовом сегменте. |
С начала 2000-х годов граждане любой страны мира имеют право покупать недвижимость на Маврикии. Объект переходит в полную собственность, включая земельный участок, и может быть оформлен на физическое лицо. Для совершения сделки надо получить разрешение от Совета по инвестициям Board of Investment.
Для иностранцев с постоянным видом на жительство (PRS – Permanent Resident Scheme) нет никаких ограничений, для тех, кто не имеет ВНЖ, разработаны несколько государственных схем покупки.
Большинство объектов жилой недвижимости на Маврикии продаются иностранцам по одной из трех схем:
Действует с 2002 года. Разрешает приобрести объект жилой недвижимости стоимостью от $500 000. Обязательное условие – регистрационный сбор в размере $70 000. Преимущество – право на постоянный ВНЖ для инвестора и членов семьи.
Действует с 2007 года. Разрешает приобрести объект любой стоимости, с площадью застройки не более 10 Га. В случае сделки на $500 000 и выше – ВНЖ для семьи инвестора. Обязательное условие – регистрационный сбор в размере $25 000.
Действует с 2015 года. Разрешает приобрести объект элитной жилой недвижимости от сертифицированных застройщиков (лицензии компаниям выдает лично премьер-министр). Обязательное условие – регистрационный сбор в размере 5% от цены объекта. Преимущество – ВНЖ для инвестора и его семьи.
Все построенные ранее комплексы продаются иностранцам по действующим схемам – IRS и RES. Все новые объекты будут подпадать под юрисдикцию PDS.
Недвижимость в «Умном городе»
Также на Маврикии разработана государственная программа «Умный город» (Smart City Scheme, SCS). По сути, это специальные территории для комплексной застройки, где будут созданы не только жилые, но и коммерческие проекты, а также объекты инфраструктуры для жизни и ведения бизнеса. В «умных городах» иностранцы также могут покупать недвижимость в полную собственность, причем за сделку от $500 000 предоставляется ВНЖ.
Подробнее о схемах покупки читайте на сайте правительственого совета по инвестициям (английский язык).
Инвестор, вложивший в жилую недвижимусть от $500 000, может получить вид на жительство Маврикия. ВНЖ выдается владельцу объекта, его супруге (супругу), несовершеннолетним родным или официально усыновленным детям. Чтобы дети старше 18 лет также получили ВНЖ, надо за каждого ребенка внести депозит на сумму не менее $100 000. Оформить ВНЖ можно сразу после подписания договора купли-продажи, даже если строительство объекта находится на начальном этапе.
Обладатели ВНЖ могут без ограничений находиться на территории Маврикия. Для собственников недвижимости, которые не оформляют вид на жительство, действует стандартный визовый режим. Россиянам с 2016 года при поездках на Маврикий на срок до 60 дней виза не требуется.
На Маврикии нет ежегодного налога на недвижимость, но есть взносы за содержание комплекса, которые должен оплачивать собственник.
Нерезиденты облагаются налогом только по своим доходам из источников на Маврикии. Женатые пары облагаются налогом отдельно. Налоговая ставка фиксированная по всем источникам – 15%. Налогооблагаемый доход рассчитывается путем вычета расходов, убытков и долгов, возникающих при производстве дохода от валового дохода.
Обратите внимание! Российские собственники зарубежной недвижимости НЕ ДОЛЖНЫ платить в России налоги на покупку или владение объектом в другой стране. Но налоговые резиденты, т.е. люди, которые фактически проживают в РФ более 183 дней в году, должны уведомлять российские налоговые органы об открытии счетов в зарубежных банках или создании юридических лиц. А это потребуется во время сделки. Читайте подробнее о правилах покупки недвижимости за рубежом для граждан России. |
Можно найти агентство, услуги которого для покупателя бесплатны.
Как искать недвижимость на Маврикии?
Маврикий – небольшое островное государство в Индийском океане. Почти все местные жители хорошо говорят по-английски. По крайней мере, у застройщиков и риэлторских агентств наверняка есть англоязычный персонал. Некоторые компании имеют русскоязычных представителей в России.
Начать можно с просмотра базы объектов на Prian.ru. Маврикий – экзотическое направление для инвесторов из России и СНГ, поэтому предложений в этой стране на портале немного. Но вы можете оставить заявку на подбор недвижимости, и компании, сотрудничающие с нашим порталом, найдут объект по вашим требованиям.
Участие риэлтора в сделке с недвижимостью не обязательно. Теоретически вы можете сами общаться с застройщиками и частными продавцами. Но все-таки в большинстве случаев иностранные покупатели совершают сделки с помощью агентств недвижимости.
Задача агентства – предоставить покупателю подборку объектов по его требованиям от разных застройщиков или частных продавцов, проконсультировать по условиям совершения сделки, помочь собрать и подготовить все необходимые документы.
На Маврикии нет установленной законом практики расчета с риэлтором. Часть агентств недвижимости работает на комиссии от застройщиков, т.е. их услуги для покупателей бесплатны. Часть разделяет комиссионные – 2% платит продавец и столько же покупатель. Вопрос оплаты услуг стоит обсудить заранее с агентом, с которым вы будете работать.
Для проведения сделки понадобится приехать на Маврикий.
Заключаем договор бронирования
Когда вы выбрали объект, заключается договор предварительного бронирования (Reservation Contract). Этот документ гарантирует, что, пока будет оформляться сделка, недвижимость не будет продана другому претенденту.
На этом этапе обычно платится 5% от цены объект – в качестве гарантии серьезности намерений покупателя. Деньги перечисляются на счет нотариуса и блокируются там.
Открываем счет в банке Маврикия
По закону, покупатель должен открыть счет в банке Маврикия. С этого счета в последующем деньги будут перечислятся продавцу.
Собираем документы для Совета по инвестициям
Чтобы совершить сделку, иностранец должен получить разрешение от Совета по инвестициям Маврикия (Board of Investment). Процедура формальная, при правильной подаче документов (а об этом должен позаботиться ваш риэлтор) иностранцам не отказывают.
В пакет бумаг входят:
Для всех документов, которые выдаются не на Маврикии, должен быть сделан перевод и апостиль.
Подписываем договор у нотариуса
Договор купли-продажи всегда заключается в нотариальной конторе на Маврикии. Причем присутствие одновременно покупателя и продавца для офрмления сделки не обязательно. От покупателя на этом этапе потребуется только паспорт. Договор заключается на французском языке и называется Compromis De Vente.
Нотариус и Совет по инвестициям становятся гарантами выполнения договора.
Сама процедура подписания договоров длится недолго, но потребуется какое-то время для сбора документов, которые нужно предоставить в BOI, а также для открытия счета в местном банке.
Обычно иностранному гражданину приходится приезжать дважды на Маврикий: первый раз для подписания договора предварительного бронирования, открытия счета в банке и предоставления документов в BOI; второй раз – для подписания договора купли-продажи.
Оплата сделки происходит со счета покупателя, открытого в банке Маврикия. При этом платежи могут проводиться, как в марикийских рупиях, так и, например, в долларах США.
Сроки проведения платежей оговариваются в договоре бронирования.
Чаще всего иностранцы покупают на Маврикии строящиеся объекты. В этом случае оплата производится частями, по мере завершения проекта.
Типичный пример графика платежей:
У покупателя на руках остается договор купли-продажи, зарегистрированный в BOI, с печатью и подписью продавца.
Кроме того, после полного расчета с продавцом, информация о новом собственнике вносится в государственный реестр недвижимости Маврикия.
Можно, если есть представитель на Маврикии, на которого оформлена нотариальная доверенность (Power of Attorney). Но эта доверенность должна быть выдана местным нотариусом, поэтому для ее оформления все равно придется лететь на Маврикий.
Самый большой сбор, который платится при покупке недвижимости, – это государственный регистрационный взнос.
Регистрационный взнос при покупке недвижимости
Если вы приобретате недвижимость по схеме PDS (Property Development Scheme), то оплачиваете регистрационный взнос (Registration Fee) в размере 5% от стоимости недвижимости.
Покупки по схемам IRS (Integrated Resort Scheme) и RES (Real Estate Scheme) облагаются фиксированным сбором – $70 000 и $25 000 соответственно.
В свою очередь продавец (это стоит знать на случай, когда или если вам придется продавать свою недвижимость на Маврикии) оплачивает так называемый Land Transfer Fee в размере 5%, если он владел недвижимостью более 5 лет, и в размере 10%, если менее 5 лет.
Гонорар риэлтора
Зависит от схемы работы риэлтора. Если агентство получает комиссию от застройщика, то для покупателя его услуги бесплатны. Но многие риэлторские компании на Маврикии разделяют комиссию между продавцом и покупателем, в этому случае – 2% от цены объекта.
Гонорар нотариуса
Все сделки с недвижимостью Маврикия обязательно проходят с участием нотариуса. Нотариальные сборы оплачивает покупатель.
Процентная ставка нотариальных сборов расчитывается на основании фиксированной таблицы, которая в свою очередь базируется на цене объекта:
> 2% с первых уплаченных 250 000 рупий
> 1,5% со следующих выплаченных 500 000 рупий
> 1% со следующих выплаченных 1 000 000 рупий
> 0,5% с оставшейся разницы от цены объекта
Эти нотариальные сборы облагаются НДС (15%)
Пример: Объект стоимостью 8 000 000 рупий (около $237 000)
- 250.000 рупий х 2% = 5 000 рупий
- 500.000 рупий х 1,5% = 7 500 рупий
- 1.000.000 рупий x 1% = 10 000 рупий
- 6.250.000 рупий х 0,5% = 31 250 рупий
Итого: 53 750 рупий + 15% НДС = 61 812 рупий
Таким образом, мы получаем нотариальный сбор в размере 0,77% от продажной цены объекта в размере 8 000 000 рупий
В случае схем продаж недвижимости, разработанных для иностранцев (IRS, RES или PDS, нотариусы могут иногда не следовать этому графику и взимать фиксированный процент, как правило 1% + НДС, для покрытия возможных расходов по оформлению более сложных сделок, которые требуют отдельной подготовки.
Государственные пошлины
К этим сборам также необходимо добавить административные сборы и гербовый сбор, которые суммарно варьируются в среднем от 2 500 рупий до 10 000 рупий.
Итого, в случае со стандартной сделкой, к участию в которой не привлекаются дополнительные специалисты, например, юристы, покупатель платит 6-8% сверх цены объекта.
Редакция благодарит за помощь в подготовке материала компанию Stone Investment RUS и лично Юрия Сержантова.
Текст подготовила Анастасия Фалей
Фото предоставил Юрий Сержантов