Исследование среди потенциальных и реальных покупателей недвижимости проводилось с целью выявить их отношение к ситуации на рынке. Вопрос актуальный с учётом огромного роста цен и нескончаемой пандемии. Но если раньше всем просто хотелось уехать подальше от апокалипсиса на вечную удалёнку, то чего ждать теперь?
С начала пандемии 19% участников опроса успели переехать, а в Австралии и США таких набралась целая четверть. 20% запланировали переезд на ближайшие 12 месяцев. А всё почему?
Как и раньше, люди хотят больше пространства в доме и на улице, мечтают о саде или хотя бы веранде. Есть и те, кто просто хочет быть ближе к семье (7%). А ещё 7% наоборот намерены купить дом поменьше. Возможно, это связано с отъездом детей из «гнезда» и разводами, ставшими одной из веских причин смены места жительства.
Поменять страну проживания планируют 13% опрошенных. Чаще всего рассматривают Швейцарию, Францию, Великобританию и Австралию. Выбор понятный, хоть и предсказуемый. На пятом месте по популярности неожиданно оказались ОАЭ. О причинах интереса к этой стране вы можете узнать из нашего свежего материала на эту тему.
Любопытно и то, какие локации люди рассматривают для переезда. 38% опрошенных хотят оказаться в большом городе, 33% в пригороде. Наконец-то люди готовы вернуться в бурную жизнь мегаполиса, и этот тренд особенно отмечают в Азии и на Ближнем Востоке. В деревенскую глушь стремятся 15%.
На что точно повлияла пандемия, так это на мечты (или планы) потенциальных покупателей недвижимости. В результате событий последних двух лет 46% опрошенных планируют рано или поздно купить отдельный дом, дабы уединение стало полноценным. При этом для многих важны виды на море или озеро. О своей квартире думают лишь 19% опрошенных.
Среди самых необходимых черт собственного дома потенциальные покупатели выделили широкополосный интернет (71%), наличие домашнего офиса (67%) и просторный участок (59%). Интересно, что 40% теперь считают обязательным наличие спортзала в доме и жилом комплексе. Видимо, потому, что почти год нас не пускали туда из-за одного респираторного заболевания.
Больше 65% респондентов ставят превыше всего качество воздуха и доступ к зелёным зонам (паркам, садам и пр.). А 84% всех опрошенных покупателей хотят найти энергоэффективную недвижимость. Авторы исследования утверждают, что это связано с ответственным отношением к экологии, но мы-то знаем: в долгосрочной перспективе коммунальные услуги в таких домах стоят дешевле.
Никак не изменился запланированный ранее бюджет на покупку примерно у половины опрошенных. Вторая половина снова делится пополам: 24% увеличили свою покупательную способность, а 25% умерили аппетиты.
При этом 64% надеются, что вложенные средства отобьются, потому что в дальнейшем недвижимость будет только дорожать. Они, скорее всего, правы – эксперты компании Deloitte думают так же. А ведь ещё год назад 56% рассчитывали на снижение цен.
Кстати о тех, кто готов платить больше. 39% покупателей сказали, что согласны выложить больше денег за сервисные апартаменты под управлением известных брендов. В Азии, где этот тренд давно развивается, таких набралось 43%. Респонденты ожидают, что бренд обеспечит высокое качество обслуживания (34%), инвестиционный потенциал (25%) и эффективную работу управляющей компании (23%).
Аналитики выделили пять универсальных трендов, которые нужно учитывать тем, кто в ближайшее время собирается совершить сделку с недвижимостью.
Массовой миграции в деревню, очевидно, не будет. Люди снова хотят жить в мегаполисах и пригородах.
Покупатели мечтают о частном доме, а не о квартире. Многие хотят иметь собственный участок или хотя бы террасу, а также больше жилой площади, чтобы можно было организовать домашний офис.
Потенциальные покупатели рассчитывают на увеличение стоимости жилья. Аналитики полагают, что эти ожидания оправдаются.
Большинству покупателей важно, как власти справляются с кризисом, вызванным коронавирусом. При выборе второго дома за границей люди оценивают успехи страны в борьбе с пандемией.
Современные тренды говорят о том, что ситуация на рынках недвижимости разных стран будет усложняться. Ожидается повышение налогов и ужесточение условий проведения сделок.